PSY – СИМПТОМЫ
КАК УСТРОЕНА ПСИХИКА
ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ?
Вероятно, у каждого современного человека найдется свое объяснение этого понятия. С точки зрения психологии, психика — это индивидуальная способность каждого человека воспринимать и отражать окружающую действительность активно и опосредованно (то есть с помощью ее осмысления), и регулировать свое поведение в зависимости от поступающей информации.

Ключевое слово здесь — отражение. Оно означает, что каждый человек видит и понимает мир вокруг немного по-своему, не так, как это делают другие.

Неслучайно психику сравнивают с зеркалом: у кого-то это зеркало показывает четкие очертания предметов, а у кого-то — расплывчатые. Кто-то обращает внимание на определенные детали, а кто-то не видит их вовсе. У людей с психическими расстройствами психика в той или иной мере искажает действительность.

С точки зрения биологии, психика — это функция головного мозга, которая появилась на определенном этапе его эволюции. Психика есть не только у человека, но и у высших животных, например, у кошек и собак. Поэтому каждый из питомцев отличается от других, обладает индивидуальным характером. Изучением этих особенностей занимается наука зоопсихология.

Психику человека условно делят на несколько ключевых элементов — психических процессов. Каждый из этих процессов может протекать нормально, а может быть нарушен в разной степени.

Познавательные психические процессы

  • восприятие
  • память
  • мышление
  • ощущение
  • воображение
  • представление
  • речь
  • внимание

Эмоциональные психические процессы


  • чувства
  • эмоции
  • аффекты

Волевые психические процессы

  • воля
  • постановка цели
  • принятие решений

Мы расскажем коротко об основных психических процессах и о самых частых их нарушениях.

ВОСПРИЯТИЕ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ
Восприятиеэто отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Оно тесно связано с ощущениями, которые собирают информацию из внешнего мира с помощью органов чувств.

Нарушения восприятия

При агнозиях человек по прежнему хорошо видит, слышит и чувствует, но не может понять смысл наблюдаемого. В зависимости от того, какая зона мозга пострадала, может быть потеряна способность узнавать предметы или речь, или музыку, или ориентация в пространстве.

Другое нередкое нарушение восприятия — галлюцинации.

Человек видит, слышит и чувствует то, чего нет на самом деле: ему может казаться, что с ним кто-то разговаривает, или чувствовать несуществующие прикосновения.

Внимание — это избирательное восприятие.
Мы замечаем далеко не все, что присутствует вокруг, а лишь то, на что направлено наше внимание. Как говорил Шерлок Холмс, "Вы видите, но не наблюдаете". Поэтому внимание тесно связано с волей. Довольно часто, когда человек жалуется на слабую память и забывчивость, его проблема не в памяти, а как раз в неспособности сконцентрировать внимание.

Есть непроизвольное внимание: оно автоматически направляется на что-то новое, яркое или громкое. На непроизвольном внимании основана реклама: быстро сменяющиеся яркие картинки, громкую музыку и слоганы специально создают для того, чтобы на них было невозможно не залипнуть.

Произвольное внимание позволяет не "скакать" мыслями за всем, что происходит вокруг, а выбирать в каждый момент то, что вам нужно и важно. Произвольное внимание нуждается в тренировке. Если оно развито слабо, вам будут с большим трудом даваться любые занятия, требующие сосредоточенности — учеба, работа, чтение. Тренировать произвольное внимание можно с помощью техник осознанности.

Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации из прошлого опыта.
Запоминание, как и внимание, бывает непроизвольным и произвольным. Вы наверняка заметили, что запоминаете какие-то факты и сюжеты автоматически, даже помимо собственного желания (те же навязчивые слоганы из рекламы). Вы никак не можете запомнить отчество вашего преподавателя, а вот то, что "всегда брал с собой" человек из телепередачи, вам почему-то известно даже 20 лет спустя. В этом нет ничего удивительного! Большая часть информации, которая хранится в нашем мозге, запоминается непроизвольно.

Произвольное запоминание направлено и избирательно. Чтобы запоминать не случайные наборы сведений, а что-то нужное лично вам, нужно подключать произвольное внимание, волю, логическое мышление или специальные техники запоминания. Такие техники могут быть основаны, например, на классификации предметов, или на ассоциациях, которые они вызывают. Все техники основываются на таком принципе: упорядоченную и осмысленную информацию запомнить гораздо легче, чем просто сочетание букв или цифр.

Если говорить о длительности хранения информации, то память бывает:
Кратковременная — это способность автоматически сохранять только что полученную информацию на очень короткое время (около 20 секунд). Кратковременная память — это фильтр, быстро отсеивающий нужную информацию от ненужной.

Оперативная память позволяет осуществлять сложные действия, опе­рации. Когда вы подробно отвечаете на вопрос или подсчитываете расходы в магазине, вы удерживаете в уме каждое последовательное действие. Но в конце вы, скорее всего, будете помнить только результат.

Долговременная память — понятие растяжимое. К ней относится запоминание на срок от половины минуты до многих лет. Чтобы информация перешла из кратковременной памяти в долговременную, нужно приложить некоторые усилия и задействовать техники запоминания. Самый популярный способ — повторить или записать услышанное.

Как видим, память составляют несколько разных процессов, каждый из которых может быть нарушен. Так что если вы жалуетесь на "плохую память", чтобы решить эту проблему, нужно сперва разобраться, какая составляющая пострадала. Ваша проблема может быть в слабой концентрации внимания или в неспособности извлечь сохраненную информацию, или даже в сниженном тонусе всего организма.

Память и внимание ослабевают при многих психических расстройствах. К счастью, эти функции хорошо поддаются тренировке. Специалисты разработали множество упражнений, которые помогут мозгу оставаться в форме.
Вот для примера простое упражнение.

Упражнение: Скрытые предметы
Положите на стол не менее 10 небольших предметов. Внимательно смотрите на них в течение минуты-двух. Затем накройте их плотной тканью. А теперь проговорите названия предметов, опишите их форму, цвета и расположение на столе. Постепенно увеличивайте число предметов и сокращайте время рассматривания. Некоторым людям удается таким образом натренировать фотографическую память, то есть способность запоминать увиденное с первого взгляда.

Сборники упражнений и техник запоминания:

"Развитие памяти", Гарри Лорейн, Джерри Лукас.

"Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти", Анхельс Наварро.

Есть тренинги для памяти в формате приложений для смартфонов.
МЫШЛЕНИЕ И ВОЛЯ
"Я — мыслю, значит, я — существую", так сказал философ Рене Декарт
Абстрактное мышление, то есть умозаключения о чем-то за пределами нашего непосредственного опыта — и вправду "человеческая фишка", которая отличает нас от братьев меньших.

Мышление — процесс опосредованного и обобщенного восприятия и интерпретации действительности. Оно дает нам возможность расширить свой кругозор за пределы того, что мы непосредственно видим и осязаем, увидеть общие закономерности, спланировать свои действия и просчитать их последствия.

Мышление влияет на все психические процессы, оно может изменить восприятие, воображение, внимание, волю и даже ощущения.

Нарушения мышления

При разных психических нарушениях страдают разные аспекты мышления. Например, предельно конкретное мышление, неспособность мыслить абстрактно говорит о снижении интеллекта.

Отсутствие критического мышления, то есть невозможность осознать и адекватно оценить свои действия, может быть признаком приступа бреда, мании или психоза.

Инертность мышления, при которой человек надолго застревает на одних темах и с трудом переключается на новые, может проявляться при аутизме.

Воля — это способность принимать продуманные решения и направлять свои мысли и действия на их исполнение. Воля тесно связана с мышлением и принятием решений.

Нередко коучи пытаются нас убедить, что сильная воля, способная "свернуть горы", дана каждому. Но это не так. Воля ослабевает при многих психических нарушениях, но особенно заметен ее дефицит при депрессии и при шизофрении с преобладанием негативных симптомов. Человек становится пассивным, вялым, перестает чем-либо интересоваться. Нельзя винить больного в том, что он не может "просто взять себя в руки" и начать делать что-то полезное. Каждое решение дается ему с гораздо большим трудом, чем здоровым окружающим.
ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ
Чувство (например, любовь, ненависть, зависть) — это не только слова для лирической песни. Это длительный эмоциональный процесс, который включает субъективную оценку ситуации или другого человека, как реальных, так и воображаемых. Ключевое слово здесь "субъективная", потому что одни и те же события могут вызывать у разных людей очень разные чувства.

Эмоции (грусть, радость, раздражение) — это тоже оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. В обыденной жизни мы часто используем эти два понятия как синонимы, но, в отличие от чувств, эмоции краткосрочны и быстро меняются. Эмоции условно можно назвать погодой нашего настроения, а чувства — климатом.

Эмоции возникают не только в ответ на реальные события, но и в ответ на наши мысли и представления о них. Из этого следует, во-первых, то, что одни и те же события могут вызвать у разных людей разные эмоции и реакции, а во-вторых — что мы можем влиять на свой эмоциональный фон, изменяя отношение к разным вещам.

Всего существует более сотни эмоций и их оттенков. Базовыми эмоциями считаются радость, печаль, страх, злость, удивление, отвращение и презрение. Мы часто делим эмоции на позитивные и негативные, но ни одна из них не является плохой сама по себе. У негативных эмоций есть своя роль — они предупреждают нас об угрозе и помогают избегать неприятных ситуаций. "Проблемными" эмоции становятся тогда, когда они неадекватны, непропорциональны ситуации, или когда мы застреваем в них надолго.

Аффект (например, вспышка гнева или приступ паники) — это сильное, но краткосрочное эмоциональное переживание в необычной для человека ситуации, например, в опасности. Аффект дает возможность мобилизоваться и быстро отреагировать на ситуацию. В то же время, он может привести к неадекватному поведению (например, к нападению или побегу), поскольку в состоянии аффекта ощущения обострены, а мышление сужено, и ситуация может показаться гораздо более опасной, чем она есть на самом деле.

Психические расстройства, при которых страдает прежде всего эмоциональная сфера, называют аффективными. К ним относят депрессии, тревожные расстройства и биполярное расстройство. Их всех объединяет то, что эмоции перестают отражать окружающую реальность, а начинают жить собственной жизнью: человек либо подолгу застревает на негативных эмоциях, вызванных какими-то событиями, либо погружается в них вообще без внешних причин.

Лучше различать эмоции у себя и других людей поможет классическая книга Пола Экмана "Психология эмоций":
ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ?
Все мы задаемся вопросами вроде: Кто я? Насколько я уникален, или, наоборот, похож на других? Какие качества я могу изменить, а какие — неотъемлемая часть меня? У нас нет готового ответа на эти вопросы, но мы можем предложить вам такое определение.

Личность — это способ мышления, чувствования и поведения, свойственный конкретному человеку, который проявляется в его/ее взаимодействии с окружающими. Часть из этих свойств считается наследственной, часть — приобретенной в процессе жизни.

Отечественный психолог, автор популярных учебников Сергей Рубинштейн предлагает задать четыре вопроса, чтобы понять суть каждой личности.

1. Чего хочет этот человек?
Что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах.

2. А что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека.

3. Что он из себя представляет?
Как этот человек реализует свои желания и использует свои способности на практике?

4. Что для этого человека важно и значимо? В чем для него состоит смысл жизни и деятельности?

У каждой личности есть несколько составляющих. Это врожденные и постоянные свойства (темперамент, способности и отчасти характер) и то, что человек формирует и меняет на протяжении всей жизни (ценности, убеждения, потребности, интересы, знания, умения, навыки).
ХАРАКТЕР И ТЕМПЕРАМЕНТ
Среди ваших друзей вряд ли найдутся двое человек с одинаковыми характерами. Но все же это разнообразие можно разделить на довольно небольшое количество типажей.

Характер — это сочетание устойчивых черт личности, которые определяют отношение человека к окружающим людям и миру вокруг. Это "сплав прирожденных и приобретенных свойств поведения", как выразилась популяризатор психологии Юлия Гиппенрейтер.

Характер формируется в процессе жизни на основе темперамента.

Темперамент — это фундамент личности, те свойства нервной системы и психики, с которыми мы родились, и которые "воспитали" нас не хуже, чем наши родители!

Мозг новорожденного — вовсе не чистый лист. В возрасте нескольких недель уже можно заметить различия между младенцами: среди них есть активные и спокойные, плаксивые и улыбчивые. Их нервные системы различаются на физиологическом уровне.

Люди с рождения отличаются друг от друга:

  • По силе процессов возбуждения и торможения в нервной системе;
  • По уравновешенности этих процессов;
  • По подвижности (сменяемости) процессов возбуждения и торможения.

Все разнообразие темпераментов — это сочетания этих свойств, выраженных в разной степени. Ученый Иван Павлов, к примеру, так написал флегматичный темперамент в терминах физиологии: "сильный, уравновешенный, инертный".

Нетрудно догадаться, что от темперамента зависят многие черты характера: например, тревожность, импульсивность, эмоциональность, впечатлительность, стремление к новизне, или, напротив, консерватизм. Изменить базовые свойства темперамента невозможно. Медлительный ребенок не сможет стать быстрым и шустрым, а легковозбудимый — тихим и спокойным. Но можно научиться жить в согласии со своим темпераментом, использовать во благо те качества, которые у вас есть, и сгладить слишком резкие особенности.

Классификации характеров

Люди издревле увлекались классификацией характеров. Вы, конечно, слышали о четырех типах темперамента — сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик. Эту классификацию предложил древнегреческий врач Гиппократ почти две с половиной тысячи лет назад, и она стала самой известной в мире.

Но в современной науке эта классификация не используется, ведь в ее основе лежат античные представления о влиянии крови и желчи на наше поведение, а не объективные исследования работы нервной системы.

Современные психологи разных школ предлагают несколько классификаций характеров. Мы расскажем о наиболее известных.

Экстраверты и интроверты

Психоаналитик Карл Юнг в 1920-е годы предложил делить людей на экстравертов (ориентированных на внешний мир, общительных людей) и интровертов (более замкнутых, сосредоточенных на собственном внутреннем мире). Эта классификация не потеряла своей актуальности до сих пор.

Менее известна классификация характеров Юнга по ведущей психической функции: мышление, чувствование или интуиция.

Эту классификацию позже использовали для создания соционики — классификации характеров, в которой типажи названы по сходству с известными личностями, например, "Гюго", "Гамлет", "Наполеон". Читать такие описания очень увлекательно. Но соционика считается всевдонаучной, потому что доказать ее положения так и не удалось.

Шизоиды, нарциссы и истерики

Прихоаналитики разработали и применяют собственную классификацию характеров.

Доктор философии Нэнси Мак-Вильямс предложила называть их по сходству с психическими расстройствами: психопатический, нарциссический, шизоидный, маниакальный, депрессивный, параноидальный, обсессивно-компульсивный, мaзохистичекий и истерический. Эти названия не означают, что люди с такими характерами больны. С позиций психоанализа, каждый тип может быть выражен в разной степени, от нормального до психотического.

Соответственно, нарциссическим характером может обладать психически здоровый человек, которому свойственны амбициозность, максимализм и нестабильная самооценка.

Ярко и подробно эти типы характера описаны в книге Нэнси Мак-Вильямс "Психоаналитическая диагностика".

Такие разные характеры

Чтобы добавить наглядности, разберем подробнее классификацию характеров, предложенную Юлией Гиппенрейтер, которая более всего соответствует современным научным представлениям.

Гипертимы (они почти полностью копируют сангвиников Гиппократа). Подвижные, энергичные, обращенные к миру люди. У них обычно приподнятое настроение, здоровый сон, хороший аппетит. Они отлично ладят с другими людьми, но при этом могут быть легкомысленными, поверхностными и безответственными.

Замкнутые (в других классификациях — шизоиды). Полная противоположность гипертимов: закрытые и отстраненные, сосредоточенные на собственных мыслях и переживаниях люди. Для них мир мыслей и идей намного интереснее социальных игр.

Напряженно-аффективные. Амбициозные, волевые, но при этом медлительные личности. Если они чем-то увлекаются, то всерьез и надолго, и мало что остановит их на пути к цели. С другой стороны, такие люди подолгу копят негативные эмоции, и в конце концов рискуют разразиться взрывом.

Тревожные. Это люди с чувствительной и ранимой психикой, которым свойственны боязливость и нерешительность. Они нуждаются в доверительных отношениях с близкими и их защите.

Демонстративные (психоаналитики называют таких людей "истерическими"). Им необходимо быть в центре внимания, они чаще всего думают и говорят о себе и собственных интересах. Зато часто бывают яркими и творческими.

Эмоционально-лабильные. Люди настроения, чувствительные и эмпатичные, для которых важнее всего отношения с близкими и уютный домашний мир.

Неустойчивые (другие авторы менее лояльно называют этот характер антисоциальным или вовсе психопатическим). Таких людей ведет тяга к удовольствиям, ради которых они готовы переступать нормы общества. Их поведение эгоистично, а чувства поверхностны. При отсутствии внешних рамок и четкой системы ценностей, они нередко оказываются в преступной среде.

Конформные. Люди, которые стремятся быть "как все", и жить тем, что важно для окружающего их сообщества. Они легко подстраиваются под других, но не способны выносить одиночество и необходимость принимать решения самостоятельно.

Наглядное описание всех основных типов характера, их сильных и слабых черт, можно прочитать в книге Юлии Гиппенрейтер "У нас разные характеры… Как быть?"

Тем не менее, и эта классификация весьма условна, ведь в каждом человеке чаще всего сочетаются несколько черт, немножко от одного, немножко от другого типа.

Акцентуации характера

Различия характеров особенно ярко видны, когда они выражены в крайней степени. Такие яркие черты, преобладающие над всеми другими, называют акцентуациями.

Самую известную и часто используемую. классификацию акцентуаций характера разработал немецкий психиатр Карл Леонгард. Леонгард считал акцентуацию пограничным состоянием психики между нормой и патологией.

Возможно, вы слышали эти названия: гипертимый, дистимный, циклоидный, эмотивный характер и другие.

Для определения акцентуации характера у взрослых чаще всего используют тест Шмишека, основанный на классификации Леонгарда.
Пройти тест на акцентуации характера.

Трудный характер или психическое расстройство?

Границу между особенностью характера (акцентуацией) и болезнью в ее относительно легкой форме нельзя провести четко и однозначно. Дело в том, что одна и та же черта может быть выражена в разной степени, и в каких-то ситуациях это будет нормой, а в каких-то — нет.

Возьмем для примера тревожность. Волноваться перед экзаменом или собеседованием на работе, представляя себе все, что может пойти не так — совершенно нормально. Но если тревога вас не мотивирует хорошенько подготовиться, а парализует, вы от ужаса теряете способность говорить, и такое с вами случилось не один раз, а происходит довольно часто — это может быть признаком тревожного расстройства.

Кроме того, важны условия, в которых проявляются крайности. При сильном стрессе, в непривычной и трудной ситуации, или когда организм ослаблен, многих людей может "вынести" в неадекватное поведение, в комфортной обстановке им совершенно не свойственное. Но если вас "выносит" регулярно, от любого напряжения — это тоже может быть признаком психических проблем.
ПСИХОСОМАТИКА
Наверняка вы не раз слышали фразу "Все болезни — от нервов". Или более научно звучащий ее вариант: "Это все психосоматика". Говоря это, чаще всего люди имеют в виду, что причина чьего-либо плохого самочувствия — в его/ее негативных мыслях и эмоциях.

Могут ли негативные эмоции привести к болезням, и как улучшить свое физическое здоровье, позаботившись о душевном? Давайте разберемся.

Психосоматика (от греческих слов рsyche душа и soma тело) — направление в медицине, изучающее роль психических факторов в развитии органических заболеваний.

Под психосоматическими заболеваниями подразумевают те, при которых поражение внутренних органов связано с расстройствами нервной системы.

Первые психосоматические учения начала 20 века были основаны на психоанализе. Психоаналитики считали, что, когда человек подавляет неприятные ему эмоции (то есть вытесняет их из сознания в бессознательное, не желая их признавать), они могут "всплыть" в виде физических симптомов: головной боли, удушья, нервного тика, паралича конечностей и многих других. При этом симптомы символически отображают содержание этого внутреннего конфликта: например, нежелание видеть что-то неприятное приводит к внезапной потере зрения.

Один из основателей психосоматики Франц Александер предположил, что склонность к определенным негативным эмоциям (страх, вина, агрессия) со временем приводит к развитию заболеваний. Александер предложил свой перечень психосоматических заболеваний, известный как "Чикагская семерка", который и сейчас часто встречается в популярной литературе.

Например, язва желудка и двенадцатиперстной кишки считалась следствием накопленной и не пережитой обиды и злости, бронхиальная астма — проявлением подавленного страха и ощущением несвободы.

Психоаналитики предложили и учение о вторичных выгодах, очень популярное до сих пор. Суть его в том, что некоторые пациенты не излечиваются, потому что болезненное состояние для них несет некие неосознаваемые, но очень важные преимущества. Например, ребенок часто болеет, потому что, когда ему плохо, его родители начинают лучше о нем заботиться и прекращают свои ссоры.

Современные исследование не подтвердили этих предположений. Пока нет научных доказательств того, что склонность к негативным эмоциям приводит к каким-то конкретным заболеваниям. И, соответственно, невозможно избавиться от хронической болезни, просто научившись "мыслить позитивно".

Но связь между душевным и физическим состоянием существует, хоть и гораздо более сложная и менее однозначная.

Современная психосоматика считает, что развитию многих заболеваний способствует прежде всего хронический стресс.

Хронический стресс

Когда человек длительное время живет в условиях стресса (например, испытывает частые конфликты с близкими, давление на работе, недостаток сна и отдыха), его организм ослабляется, снижается и иммунитет, то есть способность противостоять инфекциям.
Когда организм ослаблен, страдают самые уязвимые органы. Что именно заболит, зависит не от эмоций человека, а от его физиологических особенностей и врожденной предрасположенности к тем или иным заболеваниям. У кого-то стресс провоцирует проблемы с сердцем, у кого-то страдают желудок и кишечник.

На фоне переживаний могут возникнуть боли в сердце, голове или животе. Так проявляют себя сбои в работе вегетативной нервной системы, которая передает сигналы от внутренних органов.

Кроме того, некоторые психические расстройства проявляются в сильных неприятных физических ощущениях, которые легко принять за болезни внутренних органов. Например, при ипохондрии человек может испытывать реальные боли в сердце, хотя оно совершенно здорово. Депрессии, тревожные расстройства и шизофрения тоже могут провоцировать необъяснимые боли во внутренних органах.

Из-за нервного напряжения могут обостриться и "дремавшие" до того обычные соматические заболевания: например, псориаз, язва желудка, аритмия. С этой точки зрения, заболеть от "тоски и печали" вполне возможно.

Главный критерий психосоматического заболевания — это наличие физических симптомов при отсутствии органического поражения органов. То есть прежде чем подозревать психосоматику, необходимо пройти полноценное медицинское обследование и исключить другие причины.

Если у вас после сильных переживаний начинает болеть сердце/желудок/позвоночник/голова, сначала следует идти к профильному врачу (то есть кардиологу/гастроэнтерологу/неврологу), а только потом — к психологу.

Примеры психосоматических заболеваний:

  • Некоторые желудочно-кишечные заболевания (например, функциональная желудочная диспепсия и синдром раздражённого кишечника);
  • Фибромиалгия (специфический болевой синдром в мышцах вокруг суставов);
  • Гипервентиляционный синдром (ощущение нехватки кислорода и потребность в частом дыхании при отсутствии болезней легких и нарушений кровообращения);
  • Психосоматическая тахикардия (учащенный пульс, который связан не с сердечными заболеваниями, а с хронической тревожностью и ощущением страха).

Онкология, инфаркты и инсульты не относятся к психосоматическим заболеваниям. Они не могут случиться исключительно из-за "плохих мыслей и сильных переживаний".

В лечении психосоматических расстройств используют психотерапию, прежде всего, когнитивно-поведенческого направления. Чтобы ослабить симптомы, нужно первым делом выйти из стрессовой ситуации, а затем разобраться, как именно и почему вы в нее попали. Возможно подключение медикаментов. Нередко от хронической боли удается избавиться с помощью антидепрессантов или нейролептиков.

Почитать еще о современной психосоматике.
Made on
Tilda